Домой Разное «Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами...

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

44
0

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

Суоёки, как и многие села Карелии, переживает сейчас не лучшие времена. Когда-то здесь работал леспромхоз и кипела жизнь, но предприятие закрылось, и работы в поселке практически не осталось. Многие жители перешли на натуральное хозяйство, а в летний сезон весомым подспорьем для них стал лес, попасть в который напрямую можно только по деревянному мосту через реку Тарасьеки. О том, как эта увлекательная история развивалась дальше — в материале корреспондента Федерального агентства новостей. 

Старожилы называют этот мост Шаблинским — правда, уже почти никто не помнит почему. В любом случае по нему селяне добирались в лес, где есть ягоды, грибы, рыбалка и охота. Кроме того, переправа позволяет попасть в центр поселения, Найстенъярви, а в объезд дорога занимает более 40 километров. Раньше этот мост принадлежал леспромхозу и содержался в порядке, но после развала предприятия оказался никому не нужен. Ни муниципалы, ни региональные власти не захотели брать объект на баланс.

Постепенно Шаблинский мост ветшал, пока однажды не обрушился под весом очередного «отчаянного» грузовика. Мужчины поселения и раньше собирались подремонтировать сооружение, но, после того как то окончательно рухнуло, поняли, что строить его придется практически заново. Нашлась инициативная группа, которую поддержали почти все соседи, — и работа закипела.

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

«Чтобы что-то сообща совершить, нужна цель, необходимость, — уверен один из инициаторов мостостроительства Виталий Рыжохин. — Просто так бы не собрались, но мост нам был необходим. Нас отрезали от леса. Работы в поселке мало, и в грибной и ягодный сезон там можно и порыбачить, и поохотиться, и ягод пособирать, и грибов».

Самым сложным в предстоящем деле, конечно же, оказалась материально-техническая база. Каждый вопрос приходилось решать отдельно: инструменты, бревна, другие материалы, техника — все это требовало вложений. 

«Мы, конечно, и раньше готовились мост ремонтировать, понимали, что это необходимо, — рассказывает другой участник работ Андрей Власов. — Было так, что он уже подходил к этому, просился, совсем уже ветхим стал. Даже на легковых машинах страшно было по нему проезжать.

И мы подготавливали работы, подвозили материалы, планировали ремонт. Но, после того как мост упал, его пришлось реконструировать полностью. Грузовик провалил одну сторону, но мы подумали, что надо его уже полностью восстанавливать, чтобы потом не пришлось каждый год делать».

На что-то удалось собрать средства в складчину, материалы выделил республиканский Минприродресурс, Рыжохин предоставил трактор. Остальную технику удалось добыть у местного предприятия «Запкареллес».

«Мы обратились за помощью в министерство природных ресурсов, и они не отказали, — вспоминает Власов. — А «Запкареллес» (раньше у нас тут был их лесопункт) выделил технику, чтобы довезти до нас этот пиловочник, предоставил материал.

Чего не хватало — сами выкручивались, скидывались, докупали. Они напилили шпалы для покрытия моста и привезли нам. Финансирования со стороны у нас никакого не было».

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

Немалую помощь оказал один из местных муниципальных депутатов, Сергей Троцкий, он содействовал привлечению к работам лесовоза, на котором доставляли бревна. А человеческий труд, разумеется, был безвозмездным. 

«С нами работали мужики, которые трудились в плотничестве еще в леспромхозе и имеют огромный опыт в этом деле, — пояснил Андрей. — Мост уже был, мы его просто реконструировали, заменили то, что пришло в негодность. Ничего сверхъестественного, так-то если подумать. Все делали, как было. Может, что-то и улучшили, но в основном старались просто сделать мост таким, каким он был раньше». 

Работы по восстановлению моста селяне начали в январе, и к концу января основная часть была практически завершена. В реконструкции принял участие практически весь поселок: трудились между сменами, после работы, а пенсионеры — и в течение рабочего дня. 

«Кто-то приезжал на лето, тогда побольше было людей, — вспоминают мостостроители. — В основном пенсионеры, конечно, участвовали. Мужчины среднего и старшего возраста. Работали и в дождь, и в снег. Зимой так вообще тяжко было, но никто не отказывался и не сдавался».

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

Несмотря на то что функционально Шаблинский мост уже вполне готов принять людей и легковые автомобили, селяне не намерены останавливаться на достигнутом. Теперь они хотят сделать сооружение безопасным и для автотранспорта, и для самого себя.

«Мост мы еще будем доделывать, — заявили мужчины корреспонденту ФАН. — Завтра выходим, будем делать колесопровод вдоль моста. Бревна положили поперек, чтобы было ровненько, а по бокам из бревен будем складывать отбойники, чтобы никакая машина не перескочила. И будем его зауживать, чтобы проехать могли только легковые автомобили, а грузовые там даже не появлялись». 

Как рассказали инициаторы стройки, даже те жители Суоёки, кто не мог помочь физически, поддерживали земляков финансово.

«Хоть по 50, хоть по 100 рублей, но помогали люди, — отметил Власов. — Потому что все это: и скобы, и штыри, и инструмент — все стоит средств… Солярка, бензин… Мы пытались подсчитать, во сколько нам обошелся мост, но вычислить не смогли.

Одни только лесовозы, даже на добровольной основе, примерно тысяч в 30 обошлись. Пилораму нам помог достать депутат, но она почти сразу пришла в негодность, тысяч 15 ушло на запчасти. Но теперь у нас все есть. Так что, может, и перила сделаем». 

«Работали и в дождь, и в снег»: жители поселка в Карелии сами восстановили разрушенный мост

Теперь местные мужики шутят: материал остался, если по дороге ручьи пойдут, — можно еще мосты построить. 

«У нас есть старая дорога, так вот в 4 км от Суоёки на ней переправа, по которой можно было попасть в Петрозаводск, — размышляют вслух мостостроители. — Раньше там была пограничная зона, и когда пограничники закрывали посты, то мост спалили, чтобы больше никто по нему не ездил. А раньше можно было напрямую в Петрозаводск ездить».

Но ближайшие планы у селян — доделать Шаблинский мост и отдохнуть от подвигов. На вопрос нашего корреспондента, что нужно, чтобы люди взяли и объединились для общей цели, мостостроители ответили так.

«Нужен инициатор, лидер, который возьмет дело в свои руки. Подтолкнет народ, — поделились они. — Люди не будут сами приходить и говорить, что надо делать. Надо так, чтобы человек к тебе подошел, высказал идею, и ты с ним пошел. Нужны душа и разум. И цель.

У нас у всех семьи, дети. Самое главное в жизни — это семья. Родные и близкие, окружение, которое тебя поддерживает. Поднять детей на ноги, вывести в люди, сделать их жизнь лучше – о чем еще могут мечтать родители?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here