27.08.2022, 07:17
Конструкция НАМИ-1, созданного 95 лет назад, вызывает смесь изумления и смеха. А для тех времён это была очень неплохая и по-своему элегантная конструкция. Которая, между прочим, положила начало советской теории автомобиля. НАМИ-1 — первый легковой автомобиль, разработанный в СССР, продукт только что созданного Национального автомобильного института (НАМИ). Он выпускался небольшой серией в 1927–1931 годах, став первым опытом отечественных автомобильных конструкторов. Один из них, Андрей Липгарт, стал позже главным конструктором ГАЗ и создал такие знаменитые машины, как ГАЗ-20 «Победа» и «козлик» ГАЗ-69.
Устройство НАМИ-1
НАМИ
Все агрегаты монтировались на раму — просто трубу, идущую вдоль машины от двигателя до задней оси. Большинство современных автомобилистов вряд ли слыхали о хребтовой раме. У современных легковых машин рамы нет, а шасси и двигатель крепятся к кузову — несущая конструкция. У грузовиков и автобусов есть рама, но она привычного нам лестничного типа — два продольных лонжерона, соединённых поперечинами.
А у НАМИ-1 была хребтовая рама — труба, идущая в диаметральной плоскости через весь автомобиль. Наши конструкторы не «оригинальничали», а взяли перспективное на тот момент решение — хребтовые рамы использовались, например, в чешских «Татрах».
«Упрощать, упрощать и ещё раз упрощать»
НАМИ-1. 1 мая 1927 г.
НАМИ
Первый экземпляр, собранный к 1 мая 1927 года, не имел даже кузова.
Многие узлы, которые у современных автомобилей считаются обязательными, в НАМИ-1 отсутствуют или упрощены до неприличности. Например, такие моторы, как у него — V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения, — в наше время такие можно встретить только на мотоциклах и лёгких самолётах. Причём крепился он на раму жёстко. Сейчас все двигатели имеют водяное охлаждение и ставятся на резиновые подушки, чтобы уменьшить вибрацию и шум.
Двигатель НАМИ-1
НАМИ
V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения — сейчас такие встретишь только на мотоциклах.
А как можно обойтись без дифференциала? Тем не менее, у НАМИ-1 его не было. Дифференциал нужен, чтобы уменьшать износ шин и улучшить поворачиваемость автомобиля. Логика конструкторов НАМИ была примерно такой: машина достаточно лёгкая — всего 700 кг, — поэтому износ шин будет незначительным, несмотря на это упрощение. К тому же, дороги того времени были не того качества, чтобы дифференциал оказался сильно полезен.
Зато отсутствие дифференциала сделало НАМИ-1 самым проходимым легковым автомобилем в СССР.
А такие упрощения, как подача топлива самотёком, просто опасны.
В целом, мы нашли десять необычных, с позиций XXI века. решений в этом автомобиле:
- Несимметричный кузов: двери слева для переднего ряда и справа для заднего.
- Хребтовая рама — широкая труба, идущая вдоль всего автомобиля в диаметральной плоскости.
- V-образный двухцилиндровый двигатель,
- Воздушное охлаждение,
- Жёсткое крепление двигателя к раме.
- Подача бензина самотёком из бака, висящего на переборке за моторным отсеком.
- Смазка двигателя «саморазбрызгиванием» без масляного насоса.
- Отсутствие дифференциала.
- Приводной вал внутри трубы рамы.
- Тормоза на валу двигателя.