18:33, 17.01.2023
КС разъяснил, когда присвоение найденных вещей не содержит состава преступления, а когда считается кражей
Конституционный суд России (КС РФ) своим постановлением разъяснил, когда простая находка чужой вещи может перерасти в кражу с ответственностью согласно УК РФ, сообщает ТАСС.
В соответствии с опубликованным в понедельник постановлением КС РФ, находка становится краденой вещью, если нашедший ее гражданин попытался удалить информацию, позволяющую установить настоящего владельца.
«Конституционно-правовой смысл части первой и пункта 1 примечаний к статье 158 УК Российской Федерации и статьи 227 ГК Российской Федерации, выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике», — сказано в решении КС РФ.
Поводом для проверки положений гражданского и уголовного кодексов РФ стала жалоба двух граждан. Каждый из них нашел телефон и не предпринял действий по его возвращению владельцу. В итоге, обоих суды признали виновными в краже. Оба гражданина обратились в КС РФ для обжалования решения суда.
Конституционный суд России признал оспариваемые положения ГК РФ и УК РФ соответствующими Конституции, однако при их соответствующем толковании. Конституционный суд подчеркнул, что в соответствии с законом, если человек нашел чью-то вещь, но не заявил о находке и не стал искать владельца, это еще не преступление, хотя и свидетельствует о гражданско-правовом нарушении. Судебные решения по делам обоих граждан подлежат пересмотру.
«Если же лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением указанных действий еще и прячет ее или уничтожает признаки, позволяющие индивидуализировать или найти владельца (вытаскивает сим-карту, снимает чехол телефона и так далее), то такое поведение свидетельствует об умысле на хищение. Так внешне правомерная находка может перерасти в преступление и повлечь ответственность», — говорится в постановлении.