Долгое время Восточный Тимор (Тимор-Лешти), маленькое государство в Юго-Восточной Азии, занимающее половину острова Тимор и имеющее население примерно 1 млн человек, считалось одним из наименее экономически перспективных в регионе. В нулевых и начале десятых государство считалось политически нестабильным. Тем не менее нефть помогла. Доходы от нее вызвали большую стабильность и появление долгосрочного экономического плана. Всемирный банк поднял рейтинг страны. Вместе с тем на 80% ВВП Тимор-Лешти зависит от нефти. Строительство нового порта Тибар-Бей позволит хоть немного оторваться от зависимости, создав новый транспортный хаб для Юго-Восточной Азии и Меланезии.

Порт Тибар-Бей — мегапроект в Тихом океане

Предыстория

Восточный Тимор, он же Тимор-Лешти, бывшая португальская колония, аннексированная Индонезией, окончательно получила независимость в 2002 году. В 2006 году в молодой стране произошел вооруженный конфликт между противоборствующими политическими группировками. Впрочем, экономика страны и без того пострадала еще раньше, в ходе гражданской войны, продолжавшейся с 1976 по 1999 год. Уровень жизни здесь ближе скорее к соседним странам Меланезии, чем к соседям по Юго-Восточной Азии. Достижение цели правительства Тимора-Лешти по искоренению крайней бедности к 2030 году потребует около $4,5 млрд в год, что значительно больше, чем могут предоставить банки развития и международные доноры. Для решения этой задачи Всемирный банк принял решение привлекать частные инвестиции и организовать государственно-частное партнерство (ГЧП).

Тибар-Бей – первый ГЧП в стране

Одной из крупнейших частных инвестиций в государственную инфраструктуру является порт Тибар-бей, первый в стране проект ГЧП. Всемирный банк и МФК оказали помощь в наращивании потенциала правительства в области ГЧП, структурировании проекта и обеспечении интереса со стороны международных инвесторов. Строящийся в настоящее время современный порт позволит диверсифицировать экономику и создать рабочие места.

В 2012 году Консультативный комитет по государственно-частным инфраструктурным проектам и Департамент иностранных дел и международной торговли Австралии предоставили гранты на техническую помощь в размере $250 тыс. и $500 тыс. соответственно. В 2013 году в Министерстве финансов была создана группа по ГЧП, которая тесно сотрудничала со Всемирным банком, используя грантовое финансирование для разработки руководящих принципов политики и оперативных процедур. В том же 2013 году при поддержке Азиатского банка развития правительство приняло новый закон о ГЧП, который сегодня лежит в основе реализации и развития проектов ГЧП в стране.

Инвесторы пришли

Инвестировать средства в такую экономику желающих нашлось немного, тем не менее порт Тибар-Бей оказался для международных организаций знаковым проектом. В частности, Международная финансовая корпорация оказала финансовую помощь, став первым участником частно-государственного партнерства в истории страны. Инвестиции Международной финансовой корпорации в этот проект оцениваются как минимум в пять раз больше, чем любые предыдущие инвестиции в стране за пределами нефтегазового сектора. Проект служит примером подхода, основанного на максимальном финансировании развития (МФД), при котором государственные средства используются для привлечения крупномасштабного частного финансирования. Международная финансовая корпорация помогла правительству внедрить глобальные экологические и социальные стандарты инфраструктуры и впервые привлечь в страну инвесторов мирового уровня. В частности, французский транспортный гигант Bollore инвестирует $150 миллионов в первый этап строительства, в то время как правительство Восточного Тимора добавляет еще $129 миллионов.

Значение проекта

Реализация проекта порта устранит перегруженность существующего порта Дили, которая увеличивает расходы грузоотправителей на миллионы долларов за счет задержек, вызывающих сокращение экспорта и удорожание товаров.

Порт Тибар-Бей — мегапроект в Тихом океане

Это открывает стране множество новых экономических возможностей. Премьер-министр Тимора-Лешти Таур Матан Руак сказал:

«С реализацией проекта порта через государственно-частное партнерство, которое представляет собой крупнейшие на сегодняшний день частные инвестиции в государственную инфраструктуру в стране, правительство дает сигнал другим инвесторам о том, что Тимор-Лешти является привлекательным местом для ведения бизнеса».

Строительство порта компанией Bollore Ports

В сентябре прошлого года компания Bollore Ports начала строительство. Будущий глубоководный порт будет введен в эксплуатацию в 2021 году, после трех лет строительства. Общие инвестиции в размере $490 млн за 30-летний период сегодня являются крупнейшими инвестициями, когда-либо сделанными в Тиморе-Лешти с частным партнером. Проект включает в себя строительство 630-метрового причала с 15-метровой осадкой, создание наземных портовых сооружений площадью 27 га и установку нового ультрасовременного оборудования, отвечающего самым высоким международным стандартам, в том числе двух плавучих кранов. Благодаря проекту будет создано 350 новых рабочих мест, само же строительство потребует создания еще 500 рабочих мест. По словам Филиппа Лабонна, генерального директора Bollore Ports:

«Этот новый ультрасовременный портальный хаб будет способствовать морской торговле, особенно между Китаем и Северной Австралией, и таким образом создаст новую экономическую динамику в регионе».

Автор: Роман Мамчиц

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here