Содержание:

Sony Ericsson vs Playstation

Игры на мобильных
телефонах остаются привлекательным кусочком рынка, для молодежной
аудитории это точка роста, один из факторов выбора аппарата, пусть и не
основной. Провал N-Gage версии один ясно показал, да и доказал, –
телефоны не могут соревноваться со специальными игровыми приставками,
их удел — игры казуальные, обычные.

Истина не в последней инстанции или «что будет с N-Gage»

Чтобы
не отсылать вас к материалу по запуску N-Gage второго поколения или
перезапуску сервиса, приведу основные выдержки из того материала.

Анонс
платформы N-Gage или ее вторая реинкарнация был ожидаем еще с конца
2006 года, компания не скрывала своих планов. В сети можно было видеть
не только описание игровых сервисов, основного окна приложения N-Gage,
обновленного анимированного логотипа, но и общее описание концепции.
Фактически вся информация была доступна и до официального объявления.
Периодически компания подливала масла в огонь, делая официальные
заявления о том, что тот или иной производитель игр начал адаптировать
свои разработки для N-Gage.

Почему рынок игр так важен
для производителей мобильных терминалов сегодня? Давайте посмотрим на
основные направления развития индустрии и оценим, где еще нет серьезной
конкуренции. Начиная с 2004 года, компании стали осваивать музыкальное
направление, с появлением торговой марки Walkman этот рынок стал
заметен, сегодня в гонке участвуют все крупные производители. Вопрос о
том, может ли музыкальный телефон заменить отдельный плеер, многие
покупатели решили в пользу телефона, что является значимым достижением.
Другой точкой для развития мобильных устройств стала цифровая
фотография. Этот рынок зародился незадолго до появления камер в
телефонах, что позволило им идти практически один в один. Скепсис
первых пользователей о качестве фотографий в телефоне, слабой их
применимости в реальной жизни был разбит с появлением первых
2-мегапиксельных аппаратов с приемлемым качеством снимков. В любой
стране мира сегодня можно встретить туристов, использующих для
фотосъемки не привычную мыльницу, а обычный телефон. С каждым днем
таких людей становится все больше и больше.

Музыка
и фотография носят в большей мере развлекательную функцию, мало
применимы для бизнес-пользователей в течение рабочего дня. В то же
время для этой категории всегда был важен доступ в сеть, возможность
чтения почты, просмотра сетевых ресурсов. В современных мобильных
телефонах web-браузинг занимает, пожалуй, третью важную составляющую,
создающую конвергентное устройство.

Если окинуть рынок
ПК-решений беглым взглядом и посмотреть на предпочтения молодежной
аудитории, то нам останется выделить еще одну потребность, а именно
игры. Люди любят развлечения, в том числе и компьютерные игры. Так
отчего бы не создать такую возможность на мобильных телефонах? Первое
пришествие N-Gage было не очень удачным, производитель попытался
создать отдельную платформу с закрытым форматом игр, отдельными
картриджами, что требовало логистики для их распространения, создания и
так далее. Куда интереснее было бы использовать стандартную платформу,
стандартные каналы для распространения софта. Тут было небольшое
ограничение в качестве экранов, их разрешении, звуковой составляющей
аппаратов. За время, прошедшее с первого поколения N-Gage,
мультимедийная составляющая смартфонов выросла и соответствует игровым
платформам. Также на рынке стали популярны отдельные игровые приставки,
например, Sony PSP. Рынок стал готов к появлению игровой платформы,
совмещенной с мобильным телефоном. Компания Nokia выбрала удачный
момент для повторного выхода N-Gage в конце 2007 года. Воедино
собрались все факторы. Пользователи имеют опыт использования телефонов
не по прямому назначению, и их это не пугает. Пользователи больше
играют на портативных устройствах, и такой опыт положителен.

Кто
стоял у истоков игровых мобильных телефонов? Задумайтесь над этим
вопросом, ответ будет не так уж очевиден. Первые эксперименты вело
сразу несколько компаний. А Sony Ericsson во время зарождения N-Gage
сформировал концепцию, в которой говорилось, что мобильные телефоны не
смогут конкурировать с отдельными, специализированными приставками.
Поэтому необходимо предлагать пользователям обычные модели, которые
можно при желании превратить в игровые устройства. Критики компании на
волне PR N-Gage говорили, что подобное заявление вызвано родством с
компанией Sony, якобы производитель не хочет подрывать продажи
материнской компании и размывать марку Playstation. Время показало, что
критика была необоснованной.

В то время для Sony Ericsson
Z600i компания выпустила игровой джойстик, этакое ложе с клавишами, на
которое надевался телефон. Аксессуар не пользовался популярностью, игр
под него почти не было, соответственно, исчезал и смысл в таком
джойстике.

В
планах на 2005 год стояло увеличение числа условно-игровых телефонов,
это было бы развитие той самой концепции. Наращивание числа игр,
предложение игровых вариантов моделей для молодежной аудитории.
Фактически в 2005 году компания Sony Ericsson смогла бы создать новое
направление и на два с половиной года опередить Nokia с повторным
запуском N-Gage. Злую шутку сыграл провал игрового направления от
Nokia, лишившись конкурента, в Sony Ericsson сосредоточились на
растущих продажах линейки Walkman, решили не распылять силы.

В
течение 2005 года направление игровых устройств сворачивается, на рынок
выходят модели, которые оставили таковыми, но они разрозненны, и их
игровые функции особо не подчеркиваются, не афишируются. Таким
аппаратом становится Sony Ericsson S600, в нем появляются над экраном
игровые клавиши A-B, предусмотрен разворот экрана в горизонтальную
плоскость. Навигационная клавиша сделана рельефной, восьмипозиционной,
обрабатываются диагональные нажатия. Этот аппарат в полной мере
отражает концепцию Sony Ericsson об игровых устройствах. Из других
сильных сторон – форм-фактор rotate, наличие сменных панелей.

За
месяц до начала продаж Sony Ericsson S600i он «неожиданно» исчезает с
сайта производителя, все упоминания об аппарате старательно вычищаются.
Вместе с этим ставится крест на линейке S, телефоны, разрабатываемые
для молодежи, становятся музыкальными, перемещаются в индекс W. Так,
модель S600i стала W550i с рядом косметических изменений, изменением
цвета корпуса на оранжевый, увеличением объема памяти. Телефон так и не
стал сколь-нибудь популярным.

Наработанный
опыт не исчезает, так, клавиши A-B находят применение в ряде новых
моделей, им придают другие функции, например, вызов галереи в Sony
Ericsson K790/K800, о первоначальных игровых функциях никто особо не
вспоминает. Потратив деньги, усилия, время в 2004 году на разработку
концепции игровых телефонов, моделей для приятного времяпрепровождения,
в Sony Ericsson легко отказываются от нее. Не так безболезненно, внутри
компании идут дебаты, но решено развивать успех в направлении
музыкальных телефонов, оставить на время игровую составляющую. У
компании не хватает сил развиваться во всех направлениях.

Другим
отголоском от концепции игровых телефонов остаются Java-игры, которые
трехмерные, для 2004-2005 годов не имеют серьезных аналогов у других
производителей. Для производителя покупка таких игр, как Extreme Air
Snoaboard, Worms и ряда других, не бесплатна, это вложения, которые не
так уж и малы в рамках всей компании.

Появление
подобных игр, хорошая производительность Java — все вместе создает
реальную угрозу для платформы S40 от Nokia в игровом аспекте. В спешном
порядке в Nokia начинают создавать свой симметричный ответ. И первым
шагом становится появление на телефонах компании той же игры – Extreme
Air Snowboard.

Есть еще один аспект, почему в Nokia
отреагировали очень остро на подобную игру от Sony Ericsson, он
забавен, любопытен. Сноуборд как вид спорта стал одним из ключевых для
Nokia, начиная с 2000 года, компания спонсирует различные мероприятия,
ориентируется на любителей сноуборда. Одна из первых игр про сноуборд
появляется на коммуникаторе Nokia 9210. На соревновании разработчиков
приложений для телефонов Nokia в 2004 году демонстрируется Extreme Air
Snowboard. Но первым ставит его на свои телефоны Sony Ericsson,
буквально уводя из-под носа своего большого конкурента. Сильный щелчок
по носу, а главное обидный. Новичок на рынке начинает играть серьезно,
и его больше не игнорируют в Nokia.

В 2005 году
складывается любопытнейшая ситуация. В Nokia пытаются осмыслить опыт
первого N-Gage, прорабатывают концепцию казуальных игр, которая есть в
наличии у Sony Ericsson. В то же время Sony Ericsson фактически
закрывает это направление и пытается утилизировать разработки,
договоренности с производителями игр, используя их в других
устройствах.

В 2006 году на рынке начинает активно
просачиваться информация, что Nokia решилась повторно выйти на рынок
игровых телефонов. За пределами компании знают только, что это
случится, но подробностей никто не знает. Нет ни сроков, ни концепции,
представители компании молчат. В Sony Ericsson чутко реагируют на эту
информацию, один из лучших дизайнеров компании – Rikko Sakaguchi —
начинает работать над концептом игрового телефона. Год спустя
информация об этом становится доступной, в одном из интервью дизайнер
говорит о подобной разработке. Но она так и не увидела коммерческого
воплощения, в компании попытались создать отдельное устройство. То есть
использовали подход, как в первой концепции N-Gage. Это было логичным,
так как в Sony Ericsson изначально посчитали подобную идею
нежизнеспособной, разрабатывали другое направление – массовые телефоны
с игровыми функциями. Не имея разработок специализированных игровых
телефонов, в компании попытались снизить свои риски и иметь что-то на
руках. Компания получает ряд патентов на игровые телефоны, но дальше
этого дело не идет. Всем понятно, что концепция подобного продукта не
так уж хороша.

Одновременно с разработкой прототипа в
компании Sony Ericsson появляется идея, что торговая марка Playstation
сможет поднять продажи такого продукта. Учитывая, что Sony активно
продает Sony PSP, подобные обсуждения вызывают раздражение, материнская
компания не хочет, да и не может, жертвовать продажами приставки,
основной заработок идет за счет игр, а не устройства. При появлении же
дешевого конкурента с недорогими играми на этом продукте можно если не
ставить крест, то считать убытки совершенно точно.

В
Sony Ericsson настаивают на необходимости такого устройства. В 2006
году появляется несколько компромиссных стратегий, как может выглядеть
сотрудничество компаний, чтобы никто не пострадал. Самым реальным
становится вариант вертикальной интеграции телефонов. Когда игры на PSP
отличаются красочностью, но для телефонов они адаптируются под размер
экранов, управляющие элементы, становятся облегченными версиями и
только. Такое предложение торпедируется, так как массовые продажи
телефонов способны скомпрометировать игры (нет качества, игра
неинтересна и так далее), также требуются значительные средства для
создания телефонных версий большинства игр.

Компания Sony
Ericsson теряет еще один 2006 год, да и до середины 2007 года тема
мобильных игр практически не муссируется, ведутся вялые разработки.
После анонса Go!Play от Nokia, демонстрации игровых возможностей
N-Gage, основных направлений разработки в Sony Ericsson осознают, что
время упущено. Даже проблемы Nokia с запуском сервиса не дают компании
времени создать что-то свое. Требуется несколько лет для запуска
подобного сервиса и очень серьезные инвестиции. На это компания не
готова пойти.

В качестве ответа на несколько инициатив
Nokia, включая N-Gage и музыкальный магазин, Nokia Music Store,
производится повторный запуск PlayNow – на портале обещают размещать
игры, сделать возможной загрузку множества песен, другого контента. В пресс-релизе от 27 января 2008 года Sony Ericsson обещает запустить обновленную версию портала для ряда рынков в мае 2008 года.

Портал «Play Now Arena»

Однако
и в августе сайт PlayNow Arena по-прежнему недоступен, работы над ним
идут в вялом режиме. Компания не успевает создать нечто работоспособное
в авральном состоянии. Слишком большой объем работы необходимо
провести.

Весной 2008 года вновь активизируются слухи об
использовании компанией Sony Ericsson торговой марки Playstation. В
2007 году Peter Ahnegard, отвечающий за игровое направление в Sony
Ericsson, говорил, что до конца года возможно появление такого игрового
устройства. Этого не произошло. Последние слухи говорят о том, что
вероятность появления подобного телефона существует, возможность
рассматривается компанией и только.

В 2007 году в Sony
Ericsson восстановили план развития игровых аппаратов, он был доработан
под текущую конъюнктуру рынка, модельный ряд. Но канва осталась ровно
той же, что и в 2004 году. Первым устройством, адаптированным под эту
концепцию, можно считать Sony Ericsson F305i. Модель среднего ценового
уровня, с 2-дюймовым экраном с разрешением 176х220 точек. Вот тут надо
остановиться и сказать, что диагональ смартфонов от Nokia с поддержкой
N-Gage начинается с 2.2 дюйма, а разрешение — минимум QVGA. То есть при
прямом сравнении устройство от Sony Ericsson уже проигрывает, о чем и
отзывается большинство пользователей.

Игровой фишкой
становится сенсор движения. С его помощью можно удить рыбу, двигаете
телефоном, и он реагирует на ваши движения. В комплекте две игры,
разработанные под сенсор. Звучит интересно, но на практике мало кто
будет пользоваться этим. Дополнительные игры обещают показать скоро, но
из прошедшего опыта можно утверждать, что их вряд ли наберется и с
десяток. Без игр любое игровое устройство мертво.

Адаптируя
свои старые исследования к текущей ситуации, в Sony Ericsson пытаются
выиграть время. Но необходимо понимать, что битва уже проиграна, и
Nokia постепенно оккупирует сегмент казуальных игр. Давление на других
производителей осуществляется не только с помощью N-Gage и
онлайн-сервиса N-Gage Arena, но и комплектацией телефонов S40 большим
числом игр. В одном из аппаратов линейки SuperNova компания установила
8 полнофункциональных игр различной направленности. В большинстве
современных моделей таких игр от 5.

В телефонах Sony
Ericsson количество игр, как правило, до трех, иногда четыре, но не
больше. Компания старается сэкономить на этом, так как
предустановленный контент для нее дорог, влияет на стоимость телефона.
В качестве конкурента рассматривается все та же Nokia, поэтому в Sony
Ericsson стараются предоставить пользователям схожие игры. Это выглядит
забавно, так, игра Brain Juice измеряет вашу активность в течение
каждого дня, полный ее аналог появился на телефонах Nokia несколько
раньше. Но проблема в том, что, даже выбирая лучшие, самые интересные
игры, в Sony Ericsson проигрывают их числом, разнообразием. Для линейки
F сделано счастливое исключение, так, в F305 число игр равно 11.

Другой
аспект этой проблемы заключается в том, что Sony Ericsson не
разрабатывает игры самостоятельно, покупает их или лицензию на них. В
то же время та же змейка от Nokia принадлежит компании, и ее установка
на телефоны для нее фактически бесплатна.

к содержанию ↑

Возможные шаги по исправлению ситуации

У
Sony Ericsson не так много альтернатив, для того чтобы закрепиться на
рынке мобильных игр, начать играть на нем заметную роль. Самым
очевидным и простым шагом становится не создание сложных онлайн игровых
систем, а покупка того или иного разработчика игр. Это необходимый шаг
для сокращения стоимости игр, более широкого их использования в
телефонах. Пример Sony Ericsson F305i показателен, компания
укомплектовала телефон одиннадцатью играми. Это первая ласточка, далее
компания начнет применять этот ход все чаще.

В аспекте
Playnow Arena компания будет развивать загрузку не дополнительных
бесплатных игр, а бонусов, предоставление новых уровней к существующим
играм. Количество бесплатного сыра будет сведено к минимуму. Но и
какие-то иные игры будут, правда, их можно загрузить и сегодня для
любых телефонов.

Интересно, что стоимость комплектования
телефонов большим числом игр делает их дороже, они начинают проигрывать
конкурентам по цене. Это важный параметр, поэтому говорить об
успешности относительно дорогих для своих ценовых групп устройств
F-серии нельзя. В Nokia исповедуют другой подход, делая ставку на
имиджевые модели и добавляя к ним больше разнообразного контента,
включая игры.

Концепция специализированного игрового
телефона не очень успешна, у него могут быть умеренные продажи, широкое
обсуждение, прекрасный PR. Но с точки зрения бизнеса запуск подобной
модели не оправдан.

Получается, что компания исповедует
подход 2004 года, когда будет наращиваться игровая составляющая в
телефонах среднего сегмента. При этом будет необходимо жертвовать
другими аспектами телефонов, чтобы не подорвать продажу музыкальных и
фоторешений. Отсюда вытекает интересная вещь – музыкальный плеер будет
отставать на одну версию от серии Walkman, камера будет средней по
качеству для своего сегмента. На мой взгляд, это ошибочный ход, людям
нужны не просто игровые телефоны, а универсальные модели. Игры — не
основная составляющая, это один из фокусов при продаже и только. Но
первую скрипку играет фокус на дизайне, стоимости, музыке, фото,
сетевых функциях и так далее. При прочих равных и одной и той же
платформе. Компания становится заложником хороших продаж линейки
Walkman, необходимости выстраивать фотографическую линейку CyberShot.

Для
качественного рывка вперед Sony Ericsson необходимо отказаться от
концепции 2004 года и придумать небольшую революцию. Как это сделать —
давно известно. Но в компании этого понимания нет, хотя, казалось бы,
Sony может передать подобные технологии своей дочке. Поэтому, видимо,
можно считать, что 2008 и 2009 год снова будут проведены бесплодно. // Автор: Эльдар Муртазин

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Игры есть исключительно на PSP и Нокиях S60 v3 (и выше).. ява как была *им* так и осталась.. по крайней мере в большенстве случаев.
    З.ы. — чёт я не понял смысл этой темы.. но понял (и без этого) что телы становятся популярней Мр3 и диг.фотиков.. подумайте..

  2. я вообще в игры на телефоне не играю….(разве,что иногда когда стою в очередях или далеко еду в машине)
    и как мне кажется SE больше преуспевает в развитии муз.способностей…
    а про игры,нам стоит немного подождать и потом уже делать какие либо выводы

  3. Телефон и игры — две несовместимые вещи!!! На мобиле никогда не получится создать удачный контролёр, а в играх не будет интересного сюжета, красивой графики и звука!!! ИГРЫ — удел PC и игровых консолей!!! angry

  4. Сделали бы хорошую ява-машину, добавили мощности процу и емкости аккуму, увеличили размер\\разрешение дисплеея, всунули 8-позиционную клавишу и все дела! Даже не надо комплект стандартных игр (всеравно они Г!), народ придумает где скачать.

  5. во многом не согласен с Cool_Spot т.к. игры на телах очень быстро развиваются например стоит поиграть в игры от фишлабс и чуть глаза не выкатываются от чудесной графики \"на теле\" даже в сравнение со старыми приставками графа на 5 баллов так что стоит подождать 2-4 годика и игры будут куда лучше хотя на телы итак некуда лучше а на счёт производительности компании позаботятся

  6. _Borovik_, чего, давай сразу в тело впаяем нв8800гтс, поставим 16гб рамки, а квад в придачу….. Ет ведь так просто

    ЗІ… но есть большое \"НО\" — телефоны будут стоить от 2000$, всего-то…

  7. Супер статья последний раз тока в школе стока читал. Почти вся история сони выложена

  8. однако аппараты Sony Ericsson никогда не страдали от плохой явы. поддержка 3д на таких телах как скажем К700 — уже отлично. Я всегда считал игровую платформу сонериков привлекательной. хотя бы потому что мало на каких телефонах работают игры от Fishlabs, а на сонериках пашут даже на db2000

  9. Shamko че угараешь))) я пока ехал в Кахастан к родне в дороге прочитал всего Гарри Поттера на мобиле))))) это куда интереснее чем играть…

  10. я тоже игры на теле не люблю,на теле это полная лажа, меня уже на компе то не тянет играть, а тут на телефоне!! я тоько в аське сижу заместо игр, когда не дома

  11. да на теле можна играть!! тока не на яве а на смартфонах от нокии SIS там вам и сюжет, и графа нармальная и ЗВУК оч качественны паходу мр3!!

  12. Игры на теле для понтов больше. Типа: посмотри какая у мну игрушка, попробуй на свой \'мотор\' поставь:) а еще потешаться типа: ошибка приложения? Хм, у меня на SE такого небывает:-)

  13. ну я не со всеми в этой теме согласен….
    вотя например играю,но ОЧЕНЬ редко,когда действительно нечем занятся wink
    а обычно в дороге сижу в аське,читаю книжку,или на форуме topse сижу tongue

  14. на телефоне игри не очень , а на смартфоне ИГРИ ето круто !!!можно в асфальт 4 погонять или асасін скреед поиграть !посмотрим какие игри будуть на Н96 , там наверное ГТА будеть ))все таки 128 оперативи , 500 процесор )!!!ява мне кажеться уже не развиваєтся ((((((

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here